Меню

7 главных отличий между специалитетом и аспирантурой

Многие студенты, поступая в аспирантуру, полагают, что это просто следующая возрастная ступень их образования. Тем не менее, осведомленность об основных отличиях данных двух уровней высокого развития позволит помочь поступающим быстрее адаптироваться в высшей школе, а именно, семь главных отличий между жизнями студента и аспиранта.

  1. В аспирантуре тратится гораздо больше времени на каждую отдельную дисциплину

Для студентов не редкость осваивать 5 или 6 дисциплин в семестр. Однако в аспирантуре изучить пять предметов за учебных полгода будет практически невозможно. Полная загрузка составляет как правило 3 дисциплины – и это не просто так.

Каждому аспиранту потребуется изучить весьма широкий спектр научной литературы, значительно объемнее, чем он был в специалитете. Поэтому стоит научиться расставлять приоритеты, отдавая предпочтение наиболее важному учебному материалу и активно осваивая остальную литературу.

Более того, структура дисциплин будет разной. В высшей школе практически нет лекций: все или практически все занятия проходят в форме небольших семинаров с 15-20-тью или того меньше обучающимися. Даже 2-5 присутствующих студентов на лекции – это не редкость.

Аспирант должен быть готов к выступлениям на семинарах и активному участию в интеллектуальных беседах – профессорам будет любопытно услышать выводы каждого. При этом, от студента ожидается наличие высокого качества выступлений, презентаций и групповых проектов, поэтому можно будет посвятить гораздо больше времени на каждый изучаемый предмет, в отличие от специалитета.

  1. Аспирант сможет «лазерно» сфокусироваться на наиболее значимых для него темах

Высшее образование – это прежде всего широта взглядов. В аспирантуре траектория образования будет направлена на развитие глубины в конкретной предметной области. К примеру, курсовая работа в аспирантуре оказывает содействие в подготовке аспиранта к будущим комплексным экзаменам и написанию диссертации.

Это хорошая новость для тех, кто точно знает, что он хочет учиться и готов оттачивать свои знания в какой-то конкретной области (которая, хотя бы теоретически, должна быть в каждой аспирантуре). Обучающийся будет тратить много времени на детальное чтение в своей предпочитаемой для изучения информационной зоне и участвовать в дискуссиях высокого уровня с учеными соответствующей сферы науки.

Стоит отметить, что аспирантура – это не время для исследований совершенно нового пути, а целенаправленное расширение уже полученных знаний. В то же время существует некоторая гибкость и простор для профессионального роста, по большей части который является задачей самого аспиранта, а именно, ему следует стать компетентным специалистом, экспертом в конкретной области. Поэтому, прежде чем поступать в аспирантуру, стоит изначально выработать четкое представление о том, что обучающийся хочет изучать, потому что он уже не будет иметь такую же свободу выбора для изучения различных дисциплин, какая у него была в специалитете, особенно в рамках современных тенденций формирования индивидуальных образовательных траекторий в системе бакалавриата и магистратуры.

  1. Аспирант должен быть независимым

В специалитете, как правило, все проходят через процесс отбора расписания основных занятий и лекций по выбору. От соискателей ожидают, что они будут гораздо более самостоятельными как при выборе предметов, так и при организации собственной исследовательской программы.

Сами предметы также будут более самостоятельными. До этого многие преподаватели специалитета постоянно обеспечивали временем для реализации больших учебных проектов (к примеру, просят выбрать тему и составить план, прежде чем включаться в дипломную работу), семинарские занятия в высшей школе будут ориентировать аспиранта только в сроках и дедлайне сдачи материала. К тому же, итоговая работа подобного плана может быть единственным проектом за весь текущий семестр. Поэтому задачей аспиранта будет грамотное планирование собственной учебной деятельности, чтобы не перегружать себя лишней работой.

В собственных исследованиях стоит быть предельно независимым. Хотя аспирант получает определенный старт-ап в начале написания кандидатской диссертации, к концу первого года обучения он уже должен будет иметь какие-то свежие идеи по поводу перспектив исследования и потенциальных научных проектах, которые позволят внести его собственный вклад знаний в штудируемую область науки.

  1. Аспирантов оценивают совершенно по другим стандартам

В специалитете (бакалавриате), самое главное, это производительность в своей группе. Если студент хорошо учился в группе, то он получит высокие оценки и будет считаться «хорошим студентом».

В аспирантуре занятия – это только начало, и, честно говоря, один из наименее важных аспектов программы обучения. Хорошие оценки являются обычными и ожидаемыми.

Наиболее важным элементом успешного освоения аспирантской программы является активное участие в научных проектах и исследованиях. Актуальные идеи и разработки будут охватывать основную часть времени и быть наиболее важными при оценке знаний обучающегося – главным индикатором образованности в глазах научного руководителя и других преподавателей.

  1. Аспиранта видят насквозь

Даже в небольшом институте во время обучения в специалитете или бакалавриате каждый обучающийся был одним из сотни других студентов в его специальности, в то же время в крупных вузах существуют тысячи студентов в каждом отделении.

В аспирантуре обучающийся не сможет просто исчезнуть в «фоновом режиме», а будет являться одним из немногочисленных «когорты», в результате чего он станет гораздо более «заметным» для сокурсников и преподавателей. Группа каждого факультета формирует определенное мнение о своём аспиранте на основе того, как он действует, думает и говорит на занятиях, а также на ведомственных мероприятиях и научных конференциях.

  1. Аспирант максимально вовлечен в работу собственной кафедры и минимально контактирует с остальными факультетами вуза

Аспирантура подразумевает полное погружение в основную тематику изучаемой специальности и не позволяет тратить время на неэффективное для обучения времяпровождение. Потому как обучение в аспирантуре – это, прежде всего, источник увеличения индивидуальных ресурсов обучающихся и фундамент улучшения качества их жизни.

  1. В аспирантуре высокая конкурентность

Постановка более высоких и трудно достигаемых целей мотивирует аспирантов к активной работе над диссертацией и более продуктивной научной деятельности в принципе, потому как процесс обучения в высшей школе в первую очередь направлен на подготовку потенциальных руководителей крупных проектов.

Рубрики: Блог
Воспользоваться горячей линией: 8-800-333-87-10 Написать нам в WhatsApp / Viber: 8 906 968 1740 Связаться с нами по Skype: kandidat5

Отзывы

Почему мы?


Методические рекомендации

Информативный научный портал

Контент актуален для учёных и исследователей

Описание требований к исследованиям российских и зарубежных вузов

Материал отвечает последним тенденциям науки

Информация актуальна для всех диссертантов