Индекс Герфиндаля по журналам (также известный как индекс Херфиндаля – Herfindahl index), позволяет исключать из списка научных изданий журналы, которые занимаются самоцитированием. Напомним, что коэффициент «самоцитирования» публикуют на странице анализа публикационной активности, рядом с импакт-фактором. Чтобы преодолеть этот «барьер», то есть, повысить собственный Импакт-фактор, журналы договариваются друг с другом о «взаимопомощи» – «взаимоцитировании». Как правило, это происходит в рамках одного издательства.
Поэтому в РИНЦ в 2015 г. был разработан новый показатель качества издательств – индекс Херфиндаля, призванный «отлавливать» таких «друзей». Преодоление индекса Херфиндаля позволяет поднять престиж изданию, если он отвечает требованиям редакционной политики.
Этот индекс пришел в научную литературу из экономики, где он активно используется для анализа степени монополизации рынка. Напомним, что под сильной монополизацией подразумевается следующее, например, 100 предприятий производят определенную продукцию, 80 – 90% которой приходится на 2 – 3 предприятия-монополиста. То есть, данный тип рынка сильно монополизирован. Что касается журналов, ситуация имеет аналогичный характер: допустим, существует порядка 100 изданий определенной тематики, но один из этих журналов, как правило, цитируется только в двух-трех одних и тех же изданиях, соответственно, его «рынок» цитирования «монополизирован».
Максимальное значение индекса Херфиндаля – 10 000, если показатель достиг максимума – значит журнал полностью «монополизирован», то есть, он регулярно цитируется только в одном-двух источниках. Чем значение индекса Херфиндаля меньше, тем журнал более высокого качества, а именно: значение индекса Херфиндаля в диапазоне 1 800 – 10 000 соответствует высококонцентрированному «рынку» (высокому уровню взаимоцитирования); от 1 000 до 1 799 – умеренно концентрированный «рынок» (то есть, удовлетворительный уровень взаимоцитирования); менее 1 000 – низко концентрированный «рынок» (журнал не «замечен» в договоренности о взамоцитировании с другими изданиями).
Рубрики: Блог