КАК РАССЧИТАТЬ ИНДЕКС ХЕРФИНДАЛЯ-ХИРШМАНА (HHI)
Индекс Херфиндаля-Хиршмана (Herfindahl-Hirschman Index – далее, HHI) является мерой конкуренции между фирмами и смежными отраслями.
Индекс Херфиндаля является широко используемым показателем экономической концентрации. Он также используется для диверсификации портфеля, чтобы узнать количество позиций в портфеле.
HHI является одним из многих экономических понятий, используемых для измерения доли рынка. На рынке существует ряд фирм, принадлежащих к одной и той же отрасли. Каждая фирма производит изделия и имеет долю на рынке. Если вы когда-либо читали финансовые отчеты, вы должны были встретить такие термины, как «здоровая доля рынка», «рыночная власть» и т.д. HHI равна чистому суммированию общих долей на рынке. Это значение используется для определения конкуренции.
Концепция:
- — Как уже упоминалось во введении, HHI является показателем рыночной концентрации.
- — Математически HHI выражается путем суммирования квадратов всех индивидуальных процентных долей рынка.
- — HHI также используется в управлении экономикой и технологическом менеджменте.
- — Рыночные доли выражаются в процентах; если для расчета берутся целые проценты, то HHI будет находиться в диапазоне от 0 до 10 000. В противном случае он может быть в диапазоне от 0 до 1.
- — Это значение помогает определить, какая компания является монополистом или достаточно ли конкурентоспособен рынок.
- — В идеале, в условиях конкуренции на рынке, HHI должен быть близок к нулю, так как доля рынка будет разделена поровну.
- — Если, однако, монополию удерживает только одна фирма, то HHI приближается к отметке 10 000.
- — По мнению экспертов, значение HHI менее 1000 указывает на хорошую конкуренцию, значение от 1000 до 1800 указывает на умеренную концентрацию, а значение больше 1800 указывает на высокую концентрацию.
- — Если рыночные доли равны, вы можете непосредственно умножить количество фирм на квадрат рыночной доли и получить HHI.
HHI Formula – Формула индекса Херфиндаля-Хиршмана
где i = 1 … N (N – максимальное количество фирм)
Пошаговый расчёт
Шаг 1
Узнайте значение «N». Рассмотрим количество фирм, которые участвуют в рыночной доле. Как правило, в отрасли рассматриваются 50 крупнейших фирм.
Шаг 2
Определите долю рынка каждой фирмы.
Шаг 3
Вычислите квадрат каждого значения, т.е. каждую долю рынка. Если есть участвующих 5 фирм, вам нужно найти квадрат каждого процента доли рынка и иметь в итоге 5 результатов.
Шаг 4
Сложите все квадраты вместе. Это ваш HHI.
Пример 1
- — Предположим, что существует 5 магазинов: A, B, C, D, and E.
- — Предположим, что их доля на рынке 40%, 15%, 15%, 10%, и 20%, соответственно.
- — Согласно формуле, расчет HHI будет выглядеть следующим образом:
HHI = 40^2 + 15^2 + 15^2 + 10^2 + 20^2
= 1600 + 225 + 225 + 100 + 400
= 2550
Если рынок имеет равную конкуренцию, то HHI в идеале должен приближаться к нулю. Если это монополизированный рынок, то HHI будет близок к 10 000 (при условии n=50).
Пример 2
Рассмотрим 10 фирм с неравными долями рынка.
Согласно таблице выше, HHI = 25^2 + 5^2 + 8^2 + 7^2 + 5^2 + 10^2 + 15^2 + 5^2 + 10^2
= 625 +25 + 64 +49 + 25 +100 + 225 +25 + 100
Следовательно, HHI = 1238
В этом случае рынок считается умеренно концентрированным.
Расчет HHI с использованием MS Excel и Stata
- — Вы можете узнать, как вычислить индекс Херфиндаля в Excel.
- — Можно создать таблицу данных, которая принимает входные данные от пользователя или импортирует данные из другого файла (используйте important option).
- — Квадраты процентных значений доли рынка можно рассчитать отдельно с помощью «Function wizard».
- — Эти значения могут быть введены отдельно в другие ячейки, сумма которых может быть рассчитана с помощью функции Autosum.
- — Stata – это статистическое программное обеспечение. Он содержит встроенные модули, которые могут помочь вычислить HHI.
Важно!
- — Значение HHI очень важно для того, чтобы грамотно проанализировать как можно увеличить силу рынка.
- — Поскольку различные значения означают разные уровни концентрации рынка, мы поймем, когда и где фирме необходимо улучшить или замедлить, или сохранить текущий сценарий.
- — Эксперты утверждают, что если при слияниях на умеренно концентрированном рынке стоимость HHI увеличивается более чем на 200 пунктов, то это порождает антимонопольную среду. Считается, что поглощенная компания снизит конкуренцию.
- — Географическое положение играет важную роль при определении HHI. Это дает более четкое представление об абсолютно конкурентном и монопольном рынке.
- — Монополия будет иметь максимальную стоимость HHI, так как она имеет почти 100% доли рынка компании.
Концепция HHI очень важна для федеральных регуляторов. Знание HHI помогает анализировать рыночную долю и положение, а также степень конкуренции. Это помогает регуляторам анализировать различные факторы до каждого слияния, а также последствия, которые оно будет иметь для отрасли в будущем.
Рубрики:
Блог