Меню

Пример написания статьи ВАК

Статья ВАК может включать в себя как элементы копирайтинга, так и собственного научного исследования. Данный вид научной работы важен для защиты диссертации. При отсутствии публикаций диссертант не допускается к защите. Порядок оформления работы, как правило, аналогичен для всех научных журналов, и включает в себя наименование статьи, аннотацию и ключевые слова вначале на русском языке, затем – на английском.

Аннотация должна быть содержательной (не включать общих слов), оригинальной на 90 – 100%; отражать основное содержание статьи и результаты исследований; структурированной (следовать логике описания результатов в статье); компактной (укладываться в объем от 100 до 250 слов), по ГОСТУ – 850 знаков с пробелами, не менее 10 строк.

Количество знаков можно посмотреть, выделив текст – в левом нижнем углу кликнуть на команду «число слов»:

тогда выскочит следующее окно:

Пример оформления темы научной статьи, аннотации и ключевых слов в требуемой последовательности:

 

Профессиональный стандарт учителя биологии: современные квалификационные характеристики и требования

Аннотация. Сегодня принципы образования и система методической подготовки преподавательского состава приобретают кардинально новые «абрисы»: процесс обучения должен соответствовать запросам современного общества, учитывать и принимать во внимание инноватику и глобальную информатизацию, что обусловливает появление новых профессиональных стандартов. Каждая дисциплина, в свою очередь, отличается индивидуальными особенностями, к примеру, учителям биологии, в вихре образовательной системы, необходимо осваивать существующие модернизированные программы учебных дисциплин и новые учебные предметы, разработанные с учетом европейских и международных реформ в образовательных стандартах, что характерно, осуществлять это сквозь призму и с учётом новейших научных открытий в биологии.

Ключевые слова: педагогика, учитель биологии, профессиональные компетенции, профессиональный стандарт педагога, квалификация, требования

PROFESSIONAL biology TEACHER’S STANDARD: MODERN QUALIFYING CHARACTERISTICS AND REQUIREMENTS

Abstract. Today, the principles of education and the system of methodical training of teachers acquire radically new «outline»: the learning process must meet the needs of modern society, take into account and take into account innovation and global information, which leads to the emergence of new professional standards. Each discipline, in turn, is different individual characteristics, for example, biology teachers, in the whirlwind of the educational system, it is necessary to master the existing modernized programs of educational disciplines and new subjects, developed in accordance with European and international reforms in educational standards, which is typical to implement it through the prism and taking into account the latest scientific discoveries in biology.

Keywords: pedagogics, biology teacher, professional competence, professional teacher’s standard, qualification, requirements

Далее следует «тело» статьи, которое включает в себя введение, раскрытие проблемы и выводы (заключение):

Перманентный процесс реформирования образования и опыт преподавательской деятельности диктуют регулярное совершенствование профессионального стандарта учителей [1, c. 81], что обусловливает потребность в оптимизации системы профессиональной подготовки специалистов с учетом тенденций к внедрению интегрированного междисциплинарного учебного модуля профессионального цикла в системе методической подготовки учителя биологии в педагогическом вузе [5, с. с 88].

Однако «Профессиональный стандарт педагога» (далее – ПСП), утверждённый приказом Министерством труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 г., в основном охватывает лишь такие модули, как «Предметное обучение. Русский язык» и «Предметное обучение. Математика», не уделяя должного внимания другим дисциплинам и модулям [1, с. 82], что аргументирует актуальность нашего исследования. Согласно специфике «Биологии», профессиональные компетенции современного учителя данной дисциплины должны отвечать ряду требований, значительно отличающихся от стандартных, вследствие широкого спектра преобразований в научных областях (см. рисунок 1).

Рисунок 1 – Профессиональные компетенции учителя биологии XXI века

 

Важно дополнять статью ВАК графическим материалом, естественно, авторского «производства», что увеличивает значимость публикации для науки и выигрышно дополняет его визуальным рядом.

 

Все требования к профессии «учитель биологии XXI века» из рисунка 1 носят условные обозначения, раскрывая при этом характер актуальных потенциальных преобразований документа ПСП 2013 года.

Самым главным компонентом успешного формирования преподавательских компетенций являются педагогическая и производственная практики студентов курса профиля «Учитель биологии».

Во-первых, в настоящий момент существует проблема прохождения педагогической практики педагогами, а именно, будущие учителя биологии имеют весьма ограниченное количество часов преподавания в образовательных учреждениях, в особенности, проводимых ими занятий, в то время как, к примеру, студенты медицинских вузов проходят производственную практику каждый семестр в течение всех 6-ти лет обучения. Согласно европейским стандартам, в современных образовательных программах вуза должен превалировать «практикоориентированный компонент, в том числе, в специальных школах» [3, с. 104], исходя из которого, практика проходящих подготовку учителей должна иметь регулярный и системный характер, вследствие чего «требуется партнерство вуза со школами или же размер периода практики должен быть значителен» [3, с. 106].

Во-вторых, у учителей биологии целесообразно увеличить производственную практику, которая, согласно приказу Минтруда России от 18.10.2013 № 544н, содействует студентам в эффективном овладении формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий, что включает проектную деятельность, лабораторные эксперименты, полевую практику и т.п. [7, с. 8].

При проведении полевой практики актуально систематическое использование педагогической системы НФТМ-ТРИЗ (непрерывное формирование творческого мышления посредством теории решения изобретательных задач). Благодаря своей специфике ТРИЗ увеличивает мотивацию к обучению и стимулирует проявление научного интереса студентов

Также рационально использовать компьютерные и мультимедийные средства обучения и исследования, что помогает получать более точные и актуальные данные об объектах окружающей среды: программы-тренажёры, анимации, обучающие игры и развивающие программы, программные системы контроля знаний, интерактивные модели и рисунки, виртуальные лабораторные работы, интерактивные задания, интерактивные таблицы, биологические лабиринты и другие средства мультимедийного обучения.

В ходе практической деятельности целесообразна фото и видеосъемка интересующих объектов с последующим их анализом и обработкой уже в стенах лаборатории вуза, к примеру, применение видеокамеры типа gopro hero (экшн-камеры и аксессуаров к ним, предназначенных для активных видов спорта и отдыха), 3D-принтера, сканирующего атомно-силового микроскопа, 4-мерного (4D) электронного микроскопа и пр., что отвечает заявленным требованиям ПСП [8, с. 35]. Также полевую практику можно проводить в форме геокешинка – организовывая своеобразный биокешинг, что не только сможет активизировать познавательную деятельность студентов, но и будет учить работать в команде, что предельно актуально для педагога в перспективе (работа в классе).

Параллельно с применением современных технологий, помогающих наиболее достоверно обрабатывать, синтезировать и анализировать полевую и лабораторную биологическую информацию на базе компьютерных технологий, стоит организовывать работу студентов посредством биологической, теоретической и практической (технической) бионики – одного из направлений биологии и кибернетики, а именно, применять её в вузе с целью исследования систем обнаружения, навигации и ориентации у птиц, рыб и других животных, морфологических особенностей живых организмов, помогая, таким образом, активно понимать и моделировать те или иные биологические явления или структуры [2]. Студентов вуза необходимо не просто знакомить с наукой «бионика», но и формировать у них представление о том, как эту науку наиболее эффективно применять в школе при преподавании биологии, ведь «бионика» в настоящее время также набирает популярность в естествознании.

«Информационно-коммуникативная компетенция (ИКТ-компетенция)». С 2000-х гг. ИКТ-компетентность педагога подразумевает следующее: высшая российская школа в целом развивается по направлению к квалифицированному использованию широко распространенной в данной профессиональной области информатизации всех цифровых процессов [9, с. 1306]. Исходя из ПСП, основные фрагментарные элементы ИКТ-реальности формируют профессиональную ИКТ-компетентность учителей, поэтому входят в квалификационные требования абсолютного большинства педагогов [8, c. 19].

ИКТ-грамотность современного учителя биологии является одним из важнейших показателей эффективности его деятельности и, одновременно, необходимой предпосылкой для дальнейшего развития уровня его профессиональной компетентности, что определяет значимость инженерной системы обучения современного педагога, ориентированной на эксплуатацию ИКТ [9, с. 1313]. Стоит напомнить, что все развитые страны при решении большинства педагогических вопросов характеризуются широким использованием средств ИКТ, вследствие чего при обработке текстов, профессиональных задач, учебного материала, контрольных испытаний обучающихся и пр. нашли своё активное применение компьютеры и другие портативные устройства. Поэтому в образовании учителей биологии не обойтись и без гаджетов, включая обучение в вузе работе со специальными приложениями в мобильном телефоне / планшете для осуществления коммуникации с родителями и обучающимися, а также преподавания дисциплины, а именно:

Также интеграция ИКТ в классах требует от учителей биологии овладения совершенно иным подходом к обучению, а именно, изменяется роль учителя от функции «преподаватель» к «учителю-инноватору», который должен выступать в роли педагога-разработчика цифровых учебных материалов, т.е. уметь применять совершенно новые методы обучения на основе ИКТ. Для обучения того, как следует грамотно разрабатывать и развивать образовательную среду на базе ИКТ, прежде чем её использовать в классе, требуется гораздо больше времени, чем это дается на традиционных занятиях в вузе и, соответственно, необходимо гораздо больше экспертной помощи.

Применяя средства инноватики, существует возможность уделять большое внимание творческому и креативному компонентам педагогики, для чего будущим учителям биологии следует предоставлять больше времени для развития их креативных идей, навыков и проектной деятельности [9], что целесообразно реализовывать посредством семинаров.

Учёные Т.В. Яковенко и Л.У. Мавлюдова предлагают строить ИКТ-обучение на основе следующих дидактических принципов: фактический контекст; реалистичные задачи; избегание рутинных задач, постоянный контроль; дифференцирование материала на логические части; веб-интеграция знаний, умений и навыков; творческая роль учителя; коллективизм; инновационный дух [9, с. 1313]. Для чего необходимо обеспечивать преподавателей вузов хорошим техническим оснащением и свободным доступом к широкополосному канал-Интернету, мобильному компьютеру, инструментарию информационной среды – цифровой контент должен стать частью общей совокупности педагогических научных сообществ и преподавательской практики [8, c. 19; 9, с. 1313].

«Технологичность». С учетом того, что многие процессы жизнедеятельности человека сегодня автоматизируются, приобретает широкую популярность дистанционное обучение, онлайн-обучение (или вебинары), интерактивное обучение, электронные библиотеки и пр., следовательно, потенциальным учителям биологии необходимо приобретать навыки преподавания и в онлайн-режиме, и с использованием компьютерных технологий в классе, то есть:

«Консультирование» – сегодня приобретает популярность инклюзивное и интегрированное образование, что диктует необходимость учителям биологии овладевать соответствующими навыками преподавания, которое может в себя включать работу по индивидуальной образовательной траектории, тьюторство [7, с. 23] и репетиторство, что требует овладения студентами поэтапным проектированием и реализацией индивидуальных планов в рамках профильной программы по биологии [6, с. 329].

«Квалификация международного формата». Биолог международного уровня будет наиболее востребованным педагогом в любом образовательном учреждении, потому как целеполаганием современного образования, согласно концепции Министерства образования и науки России, является подготовка преподавателей и учителей, соответствующих мировым стандартам – европейский опыт реформ в области высшего образования обсуждался 11.03.2015 г. в Минобрнауки России [4]. Согласно принципам реформирования европейского образования, отмечает в своем исследовании В.М. Блинов (2012), современный педагог должен быть инициативным специалистом, профессионально-педагогически подготовленным для ориентации в информационном обществе, способным выполнять его заказ, а не «гармонизацию» педагогического образования в принудительном порядке [3, с. 100].

Таким образом, учебная программа студентов должна строиться с учетом цифровых модификаций в образовании, а именно, согласно концепции профессионального стандарта учителей, педагогу необходимо уметь уверенно пользоваться электронными формами документации, электронными журналами и дневниками обучающихся, как того требует приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н: в том числе, владеть основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой, браузерами, мультимедийным оборудованием [7 с. 19; 8, c. 19]. Приобретение этих важных качеств является обязательной составляющей подготовки учителей биологии к работе, что невозможно без расширения условий пространства осуществления федерального государственного педагогического творчества [9, с. 1306].

Соответственно, современная система методической подготовки учителя биологии в российском педагогическом вузе в условиях нового профессионального стандарта определяется, в первую очередь, институциональными стратегиями, которые в настоящее время, функционируют в контексте компьютеризации и информатизации жизнедеятельности человечества.

Не стоит обходить стороной инновационные процессы, чем быстрее их будут внедрять в обучение учителей биологии, тем компетентнее и современнее станут специалисты сферы образования, потому как ИКТ-технологии и новые науки XXI века не только экономят наиболее ценный ресурс общества – время, но и помогают расширить спектр актуального учебного материала, максимально приблизив к реальности существующие факты и открытия в биологии – находясь в аудитории, в любое время и в любой стране, существует возможность увидеть любой материал для изучения (животное, растение, бактерии и пр.) в реалистичном или синтезированном формате. При этом будущим педагогам необходима экспертная помощь как по части освоения принципов образовательной деятельности в школах и институтах с использованием современных технологий, так и касательно специфики работы с гаджетами и огромным объемом доступной информации (поиск, дифференцирование, синтезирование, анализ, выборка и пр.).

 

Как мы видим из материала, текст разбит на логические блоки, которые удобны при восприятии информации, что позволит поднять читаемость вашего материала не только в научных кругах, но и среди любителей научно-популярной литературы. Помимо популярности, таким образом можно автоматически увеличить индекс цитирования вашей статьи[1], включая индекс Хирша, что предельно востребовано вреди современных деятелей науки.

Список литературы вначале представлен на русском языке, затем в транслите (не путать с переводом на английский язык) – https://translit.net/.

Список литературы на русском языке идет в алфавитном порядке: вначале русские источники, затем, иностранные. Транслит (т.е. REFERENCES) повторяет очередность, аналогичную со списком литературы на русском языке. Реже очередность используемых источников идет согласно упоминаю в тексте, а именно, тот источник, который был упомянут в тексте первым, ставится под номером один, независимо от того, с какой буквы алфавита начинается фамилия автора и т.д.

 

Литература

 

  1. Антонова, А.В. Профессиональный стандарт педагога: новые требования и квалификационные характеристики современного учителя / А.В. Антонова, И.М. Клименко // Педагогическое образование в России, 2014. – №6. – С. 81 – 86.
  2. Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики. Режим доступа: https://cyberpedia.su/12x120e9.html. Дата обращения: 20.03.2018.
  3. Блинов, В.М. Реформа профессионально-педагогической подготовки современного европейского учителя. Проблемы современного образования, 2012. – №4. – С. 99 – 107.
  4. В Минобрнауки России обсудили европейский опыт реформ в области высшего образования. 2015. Режим доступа: https://минобрнауки.рф/m/новости/5266. Дата обращения: 20.03.2018.
  5. Макарова, О.Б. Оптимизация профессиональной подготовки бакалавров – учителей биологии в педагогическом вузе в условиях реализации ФГОС ВПО / О.Б. Макарова, Е.А. Галкина // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева, 2013. – №3 (25). – С. 88 – 92.
  6. Носова, Т.М. Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов учащихся медико-технического лицея (на примере профильной программы по биологии) / Т.М. Носова, О.И. Дмитриева // Известия Самарского научного центра РАН, 2012. – №2-2. – С. 329.
  7. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550) – 27 с.
  8. Профессиональный стандарт педагога. Режим доступа: https://минобрнауки.рф/документы/3071/файл/1734/12.02.15-Профстандарт_педагога_(проект).pdf. Дата обращения: 20.03.2018.
  9. Mavlyudova L.U., Yakovenko T.V. (2015) Continious Development of Information-Communication Competence of the Biology Teacher as a Factor of Advancing the Level of General Professional Qualifications / L.U. Mavlyudov, T.V. Yakovenko// The Social Sciences. – № 10 (6). – С. 1306 – 1313.

 

References

 

  1. Antonova, A.V. Professional’nyj standart pedagoga: novye trebovanija i kvalifikacionnye harakteristiki sovremennogo uchitelja / A.V. Antonova, I.M. Klimenko // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, 2014. – №6. – S. 81 – 86.
  2. Bionika kak odno iz napravlenij biologii i kibernetiki. Rezhim dostupa: https://cyberpedia.su/12x120e9.html. Data obrashhenija: 20.03.2018.
  3. Blinov, V.M. Reforma professional’no-pedagogicheskoj podgotovki sovremennogo evropejskogo uchitelja. Problemy sovremennogo obrazovanija, 2012. – №4. – S. 99 – 107.
  4. V Minobrnauki Rossii obsudili evropejskij opyt reform v oblasti vysshego obrazovanija. 2015. Rezhim dostupa: https://minobrnauki.rf/m/novosti/5266. Data obrashhenija: 20.03.2018.
  5. Makarova, O.B. Optimizacija professional’noj podgotovki bakalavrov – uchitelej biologii v pedagogicheskom vuze v uslovijah realizacii FGOS VPO / O.B. Makarova, E.A. Galkina // Vestnik KGPU im. V.P. Astaf’eva, 2013. — №3 (25). – S. 88 – 92.
  6. Nosova, T.M. T’jutorskoe soprovozhdenie individual’nyh obrazovatel’nyh marshrutov uchashhihsja mediko-tehnicheskogo liceja (na primere profil’noj programmy po biologii) / T.M. Nosova, O.I. Dmitrieva // Izvestija Samarskogo nauchnogo centra RAN, 2012. – №2-2. – S. 329.
  7. Prikaz Mintruda Rossii ot 18.10.2013 N 544n «Ob utverzhdenii professional’nogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaja dejatel’nost’ v sfere doshkol’nogo, nachal’nogo obshhego, osnovnogo obshhego, srednego obshhego obrazovanija) (vospitatel’, uchitel’)» (Zaregistrirovano v Minjuste Rossii 06.12.2013 N 30550) – 27 s.
  8. Professional’nyj standart pedagoga. Rezhim dostupa: https://minobrnauki.rf/dokumenty/3071/fajl/1734/12.02.15-Profstandart_pedagoga_(proekt).pdf. Data obrashhenija: 20.03.2018.
  9. Mavlyudova L.U., Yakovenko T.V. (2015) Continious Development of Information-Communication Competence of the Biology Teacher as a Factor of Advancing the Level of General Professional Qualifications / L.U. Mavlyudov, T.V. Yakovenko// The Social Sciences. – № 10 (6). – S. 1306 – 1313.

[1] Индекс цитирования научных статей (ИЦ) – реферативная база данных научных публикаций, индексирующая ссылки, указанные в пристатейных списках этих публикаций и предоставляющая количественные показатели этих ссылок (такие как суммарный объём цитирования, индекс Хирша и др.)

Рубрики: Блог
Воспользоваться горячей линией: 8-800-333-87-10 Написать нам в WhatsApp / Viber: 8 906 968 1740 Связаться с нами по Skype: kandidat5

Отзывы

Почему мы?


Методические рекомендации

Информативный научный портал

Контент актуален для учёных и исследователей

Описание требований к исследованиям российских и зарубежных вузов

Материал отвечает последним тенденциям науки

Информация актуальна для всех диссертантов