Ранее прерогативой обучаться хотя бы в школе пользовались исключительно богатые и привилегированные лица. Далее последовала волна обязательного четырехлетнего обучения в церковно-приходских и земских школах, внедрявшихся не только в городах, но и в сельской местности.
С конца 1900-х годов земства перешли к построению школьных сетей, рассчитанных на достижение всеобщего обучения в течение 5-15 лет. Затем уровень образования, позволявшего выходит даже за пределы среднего класса в населении, остановился на 11-ти классах общеобразовательной школы, по окончании которых каждый житель России мог устроиться на достойно оплачиваемую работу. Сегодня в свободном доступе для каждого желающего высшее образование, проигнорировав которое человеку не сулит перспектива карьерного роста и высокого заработка. Центральным звеном современной образовательной композиции является аспирантура – основная форма подготовки научно-педагогических кадров в системе высшего образования. Поступать в аспирантуру могут лица, имеющие высшее профессиональное образование, не зависимо от того, окончили ли они специалитет или магистратуру.
К сожалению, далеко не все понимают реальную значимость аспирантуры. К тому же, диплом об окончании высшего учебного заведения является не только субъективным желанием – в образованности жителей страны всецело заинтересованно государство, ведь грамотное население коррелирует коэффициент роста экономического прибыли каждой державы.
Наряду с этим, люди, стремящиеся к данному типу интеллектуальной деятельности, поощряются из государственных бюджетных фондов: различные категории стипендий, прибавка на работе к зарплате и дней к оплачиваемому отпуску, а также перспектива карьерного роста, сулящая более высокий заработок стимулируют оканчивать высшие учебные заведения, поднимаясь со ступеньки на ступеньку ученых степеней.
Как верно отметила К.А. Ушмаева: «Спектр воздействия структурообразующих функций системы образования пронизывает все формы социальных коммуникаций, поскольку образование не только воспроизводит знание, формирует каналы его трансляции внутри и вне профессиональных сообществ, но выступает своего рода лабораторией по созданию культурных идентичностей, создает и интерпретирует культурно-национальные ценности»[1]. Собственно, поэтому столетия за столетиями общество боролось за получение знаний, отдавая любые деньги за обучение или обучение своего ребенка.
Таким образом, историография развития исторического образовательного пространства в России нам наглядно продемонстрировала, что путь к успеху – это, прежде всего, качественное образование.
[1] Ушмаева К.А. Отечественная историография исторического образования в вузах России (20- 90-е годы ХХ в.) // Вестник СПбГУ. Серия 2. История. 2009. №4. С. 110.
Рубрики: Блог